Звезды и звездочки легкого жанр

Григорий Спектр, Музыкальная жизнь, 11, 2016

Мнения об увядании жанра оперетты всё еще слышатся в музыкальных кругах и мелькают в печатных и виртуальных СМИ. Между тем, эта жизнерадостная и духоподъемная особа, а также ее энергичный младший брат по имени мюзикл и не думают уступать своего места на фирменных театральных площадках, активно проникая на самые престижные сцены, — даже академические, дажедраматические.

Жизнестойкость веселого жанра как нельзя лучше и наглядней была еще раз подтверждена очередным — уже девятым — Международным конкурсом молодых артистов «Onepeттaland». Его президент Герард Васильев и арт-директор Жанна Жердер могут быть довольны: конкурс становится всё более популярным и у молодых исполнителей, и у зрителей, стремящихся услышать и увидеть участников не только в заключительном концерте, но и в процессе творческого соревнования на первых турах.

«География» четырех десятков молодых артистов весьма широка — от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Приехали также конкурсанты из Екатеринбурга, Саратова, Тамбова, Петрозаводска, Нижнего Новгорода. Но все же большинствоиз них, как и в прежние года, — москвичи. Называться международным конкурсу позволяет участие иностранцев — Ольги Шардт-Жоровой из Литвы и Акира Шибата из Японии. Впрочем, и в жюри имеются авторитетныеиностранные специалисты — Анри Майер из Германии и Манфред Майерхофер из Австрии. Они уже не в первый раз строго, но благожелательно и очень профессионально оценивают выступления наших молодых артистов.

Состав жюри в этом году пополнился художественным руководителем Новосибирского театра музыкальной комедии Леонидом Кипнисом и продюсером центра «АртСимфони» Татьяной Пластининой. Необходимо отметить, что система подсчета голосов жюри среди всех конкурсов самая демократичная и открытая: оценки, данные каждым членом жюри, после прослушивания публикуются, так что подсчет баллов абсолютно прозрачен, и его справедливость не вызывает сомнении ни у кого из участников.

Конкурсный репертуар заметно обогатился названиями оперетт и мюзиклов, ранее, в прошлогодних прослушиваниях, не исполнявшихся. Так, участники обратились к мюзиклам Ж. Стайна, Ф. Уайлдхорна, С. Шварца, А. Менкена. Впервые прозвучала ария из сарсуэлы. Что отрадно: многие участники «открыли» для себя оперетты Лекока, Оффенбаха, Масканьи. К сожалению, крайне мало в репертуаре каскадных дуэтов, этой «визитной карточки» жанра оперетты. Не избежали конкурсанты и, о собенно, конкурсантки однообразия: если в прошлом году с десяток участниц выбрали арию Виолетты из «Фиалки Монмартра», то нынче в тренде ария Кунигунды из мюзикла Бернстайна «Кандид»…

По сложившейся традиции, третий тур был совмещен с заключительным гала-концертом, на котором и про исходило объявление победителей и вручение призов и дипломов. Арт-директор конкурса Жанна Жердер сделала эту церемонию яркой и праздничной и вовлекла в нее и конкурсантов-победителей, и лауреатов прежних лет, и артистов «Московской оперетты», на сцене которой и происходило представление. Открыл гала-концерт сам Герард Васильев, блистательноисполнивший Песенку об оперетте из «Феи карнавала» И. Кальмана. Затем действие было передано участникам конкурса, прошедшим в третий тур сквозь сито предварительных прослушиваний. Финалистов оказалось десять, очень разных по своей индивидуальности, но одаренных вокально и актерски, с хорошим комплексом внешних данных. Задача жюри выявить победителей 8 этомсоревновании талантов представлялась нелегкой. На них и, конечно, на зрителей, переполнивших помпезный зал «Московской оперетты», лился поток прекрасных мелодий, исполняемых на высоком профессиональном уровне и с молодым задором. Зрители исключительно тепло принимали выступления артистов, создавая в зале праздничную атмосферу.

В на ступившем антракте жюри отправилось подсчитывать баллы и подводить итоги, а зрители — заполнять анкеты: им предстояло определить получателя «Приза зрительских симпатии».

Второе отделение гала-концерта открылось «Песенкой о театре» из мюзикла Гюльсат Шайдуловой «Новогодние приключения маленьких волшебников», обаятельно исполненной юными учениками «Академии детского мюзикла». Затем последовал каскад динамичных опереточных номеров, искусно перемешанный с вручением дипломов победителей конкурса в различных номинациях.

Общество «Театрал», в лице его председателя Виталия Гириса, вручило свою премию студенту ГИТИСа Виталию Уварову: хотя он и не прошел в финал, но понравился своим исполнением чардаша Тассило из «Марицы». Жюри прессы также выбрало своего фаворита; им стал Андрей Опольский из Екатеринбурга, покоривший и жюри, и зрителей своим исполнением арии Призрака из мюзикла«Призрак Оперы». Второй диплом жюри прессы вручило молодому тенору Сергею Каныгину (Театр Геннадия Чихачёва), с его сложной арией Су-Чонга из «Страны улыбок» Легара, — как поощрение и стимул к дальнейшему совершенствованию.

По доброй традиции, приз за лучший опереточный дуэт вручил дуэт лауреатов прежних конкурсов — Юлия Гончарова и Максим Катырев, эмоционально исполнив перед тем сцену из мюзикла «Юнона и Авось». Дипломом наградили екатеринбуржцев Маргариту Левицкую и — опять же — Андрея Опольского за дуэт из «Сильвы».

Приз имени замечательного артиста Свердловского театра музыкальной комедии Эдуарда Жердера вручила его дочь Жанна Жердер. Этот диплом за каскадный номер получила Анастасия Ермолаева из Екатеринбурга, с блескомисполнившая куплеты Адели («Летучая мышь» Штрауса).

Таким образом, на одного из посланцев Екатеринбурга (а этот славный город был особенно широко представлен на конкурсе), Андрея Опольского пролился целый ливень наград; кроме вышеперечисленных, к ним прибавился еще и «Приз зрительских симпатий». Диплом Андрею вручил артист «Московской оперетты» Александр Каминскии. Он же, со стайкой прелестных танцовщиц, с истинно опереточным шиком исполнил песенку Бани «Без женщин жить нельзя на свете».И, опять же, Опоский получил приз «За лучшее исполнение арии из мюзикла» врученный трио артистов «Московской оперетты» Василисои Николаевой,Владиславом Кирюхиным и Александром Бабиком.В пяты и раз Андрей Польский вышел на сцену получать диплом лауреата третьей премии. Разделив ее, впрочем, со студенткой ГИТИСа Анной Малькиной, набравшей такое же количество баллов.

Второе место (по той же причине) разделили Ярослава Прокофьева из Екатеринбурга, исполнившая виртуозную арию Кунигунды, и москвич Денис Болдов, отличившийся в знаменитой арии мистера Икс из «Принцессы цирка». Им от имени продюсерского центра «АртСимфони» дипломы вручила Марина Торхова, победитель «Onepeттaland» 2012 года. Наконец, первую премию заслуженно завоевал студент Театрального института имени Щукина Дмитрий Никаноров. Еще на первых турах он ярко заявил о себе исполнением романса Камилла из «Веселой вдовы» и арии Паганини из одноименной оперетты того же Легара. А на третьем туре Дмитрий в партнерстве с Ольгой Белохвостовой вызвал овацию за трогательный дуэт Принца и Золушки из мюзикла Андрея Семенова. Первую премию победителю вручили Светлана Варгузова и Юрий Веденеев.

С 2010 года, когда Гран-при получил артист «Московской оперетты» Петр Борисенко, столь почетный трофей никому не доставался, — ведь по регламенту конкурса для этого необходимо получить 10 баллов от всех членов жюри. И 2016-й не стал исключением. А вот почетную статуэтку — золоченую «Карамболину», являющуюся символом этого конкурса, — Герард Васильев и Жанна Жердер вручили многолетнему директору Свердловского театра музыкальной комедии Михаилу Сафронову.

Церемония награждения победителей перемежаласьвыступлениями артистов «Московской оперетты» — в том числе и балетных. Горячо принимались номера из спектакля «Вольный ветер мечты» в исполнении Екатерины Чудотворовой, Виты Пестовой, Василисы Николаевой, Александра Бабика, Глеба Косихина, Давида Ванесяна, Владислава Кирюхина, Марины Торховой. Изюминку в концерт внесли маленькие артисты из «Академии Детскогомюзикла» с номером из нового «Шкодного мюзикла» Г. Шайдуловой. Венчали концерт выступления Елены Зайцевой, Светланы Варгузовой и Юрия Веденеева, а праздничную атмосферу вечера держал на высоте оркестр театра под руководством маэстро Константина Хватынца.

В завершении этого праздника оперетты Герард Васильев исполнил арию Цезаря из мюзикла Александра Журбина и, не дав стихнуть аплодисментам, запел неофициальный, но традиционный гимн конкурса «Onepeттaland» — зажигательную«Карамболину». К своему руководителю и вдохновителю присоединились все участники гала-концерта.

Заявка